Еравнинский район

Район расположен в межгорной лесостепной котловине на южной окраине Витимского плоскогорья, в бассейнах рек Селенги и Витима–Лены, граничит с Кижингинским, Хоринским, Баунтовским районами Бурятии, на юге – с Читинской областью.

Еравнинский район образован в 1927 г. Административный центр – с. Сосново-Озерское, расстояние от Улан-Удэ 297км. На таком же расстоянии находится г. Чита. Через район проходит республиканская автодорога Улан-Удэ-Романовка-Чита. Удаленность от ближайшей ж/д станции Могзон 120 км. Население 18705 чел., плотность 0,61 чел./км.кв. Национальный состав: русские 54%, буряты 44%. Аборигенные жители района относятся к хори-бурятам. Конфессиональный состав – буддисты, православные. Район граничит с Кижингинским, Хоринским, Баунтовским районами Бурятии, на юге – с Читинской областью.

Район расположен в межгорной лесостепной котловине на южной окраине Витимского плоскогорья, в бассейнах рек Селенги и Витима–Лены. Крупные реки Витим, Уда, Конда. Со всех сторон территория района окаймляется отрогами хребтов Яблонового, Цаган-Хуртэй, Селенгинским среднегорьем.

Самые высокие отметки – 1269 м и 1598 м. Климат в районе резко-континентальный с малоснежной, длительной и морозной зимой, коротким, но теплым летом. Самая низкая температура января –52 С, максимальные летние – до +40 С. 

Витим – самая крупная и самая много-водная река. Река Уда берет начало в юго-восточной части района и относится к бассейну озера Байкал. Еравна богата озерами – свыше 10 больших и более 200 мелких. Самые крупные – Большое Еравное (глубина 6 м), Малое Еравное, Сосновое, Гунда, Исинга, Ута-Нур.

ОБЪЕКТЫ ТУРИСТСКОГО ИНТЕРЕСА

Эгитуйский дацан Дамчой Рабжайлинг («Обитель распространения благородного Учения») был основан в 1820 г. Возрожденный Эгитуйский дацан поставлен в 1991 г. на месте старого монастырского комплекса. В дацане находится его святыня – скульптура Зандан Жуу, утвержденная в качестве одной из буддийских святынь России. В мире существует два прижизненных изображения Будды Шакьямуни, одно из них – Сандаловый Будда – находится в Эгитуйском дацане. Вторая скульптура хранится в Британском музее. Сандаловый Будда был привезен в Бурятию из Пекина, и в 1901 г. установлен в Эгитуйском дацане, где и находился до 1935 г., когда из разрушенного храма его вывезли в Антирелигиозный музей Улан-Удэ. Там он хранился до 1991 г. в фондах Музея истории Бурятии.

Один из древнейших сохранившихся скульптурных образов Будды несет в себе, возможно, его подлинные чер-ты и является одной из величайших святынь буддизма и образцом прекрасного художественного творчества. Скульптурный образ Сандалового Будды действительно обладает магнетической силой и позитивной аурой: даже небуддистам общение с Зандан Жуу и восприятие его как произведения искусства приносит положительные эмоции, заряжает энергией, очищает душу. Согласно преданию, Зандан Жуу парит в воздухе, стопы его не касаются земли, под ними можно протянуть ниточку. И действительно, деревянная позолоченная скульптура, несмотря на ее почти двухметровый рост, монументальность и крупные формы, выглядит почти невесомой. Правая его рука поднята на уровне груди ладонью к зрителю (мудра «дарование защиты»), левая рука полусогнута также ладонью к зрителю (мудра «дарование милосердия»). Изображение на его одеянии концентрических полукругов, похожих на рябь воды или волны, напоминает о том, как художник создавал скульптурный образ живого Будды по его отражению в озерной воде. Место для возведения дацана выбирал один из старейшин рода моодхон харгана, слепой Уунтын Гэлэн. По преданию, прогуливаясь со своим племянником, он споткнулся о камень и велел племяннику его поднять. Тот, подняв камень, сказал: «В этом камне полно воды». Камень оказался кремниевым и прозрачным, как вода. Уунтын Гэлэн принял этот камень за знак Всевышнего, после чего на этом месте началось строительство Эгитуйского дацана. Ко времени закрытия в 1934 г. комплекс Эгитуйского дацана насчитывал 12 основных зданий и был одним из немногих бурятских дацанов, где проводилась мистерия цам. 

На гранитных страницах поэтического сада камней выбиты стихи знаменитых бурятских поэтов. В саду камней сооружен стеклянный саркофаг, в котором установлен Чойжон сахюусан- хранитель всех жителей района. 

Озеро Гунда по форме похожа на огромную чашу. Песчаные пляжи и теплая вода привлекают отдыхающих. Вода имеет показания для использования при заболеваниях суставов, остеохондрозах, венозной недостаточности.

Озеро Долгое – в 14 км к югу от Сосново-Озерского. Вода имеет высокую минерализацию. Назначается при заболеваниях суставов, желудочно-кишечного тракта, венозной недостаточности, кожных заболеваниях. 

Источник Хурета – в 101 км от Сосново-Озерского.
Применяется при гинекологических заболеваниях, благоприятно действует на нервную систему, стимулирует кровообращение и обмен веществ.

Источник Улхаса – возле с. Гонда. Имеет высокое содержание сероводорода, который оказывает положительное влияние на сердечно-сосудистую систему, обменные процессы в органах и тканях. Вода относится к радиоактивным холодным водам.

Источник Дабан-Горхон – в 26 км от Сосново-Озерского. Ванны стимулируют работу сердца и кровеносных сосудов; усиливают функцию дыхания, снижают артериальное давление, уменьшают приступы стенокардии. 

Большое и Малое Харгинские озера (хорго –«бельмо»), в середине Малого озера имеется небольшой островок, как «бельмо на глазу», по другой версии – харга означает скалистый островок, риф, мель. Озера окаймлены песчано-галечными валами, косами, разделяющими мелководное побережье на многочисленные лагуны и заливы.

Маракта – местность, причудливую сложенная огромными валунами. На скалистой возвышенности Бага-Байса, на уступе была буддийская часовня, сохранились петроглифы, выполненные красной краской с изображениями человечков, птиц, оградок.

В Марактинской долине вблизи друг от друга расположено множество священных мест, целебных источников. Марактинский аршан –
в 81 км от Сосново-Озерского, имеет привкус железа и осадок ржавчины, лечит суставы, печень, почки, глаза, женские недуги. Интересно, что в отсутствии людей источник едва сочится, но стоит появиться здесь десятку людей, как источник превращается в
мощный ручей. Чуть дальше бьется аршан Бадааты – улучшает работу желудочно-кишечного тракта. 

Крепость Хорой Шулуун находится на высоком берегу Маракты, внутри разделена на три отдельные части со входами-расщелинами. 

Скалы Сагган Убгэн (Белый Стаарец) – невысокие груды камней считаются местом обитания Белого Старца, его культу более 2,5 тысяч лет. Подношения ему делаются только молочными блюдами. 

Дархита-Уулла – перевал к озеру Нохони. Незыблемыми в таких местах остаются правила: нельзя проезжать без подарка, который нужно оставить хозяину святых мест, иначе не быть удаче; здесь нельзя оставлять мусор, рубить деревья и кустарники, сквернословить и ругаться.