Заиграевский район

Заиграевский район расположен в юго-восточной части Республики Бурятия, граничит с Забайкальским краем, городом Улан-Удэ, Прибайкальским, Тарбагатайским, Хоринским, Кижингинским, Мухоршибирским районами Бурятии.

Заиграевский район образован в 1935 г. Проживает 49100 человек, плоность – 7,4 чел./кв. км, 71% – русские, 23% – буряты, 1,9% – татары, литовцы и другие национальности. Районный центр пос. Заиграево (1904 г.) находится в 65 км от Улан-Удэ. Район граничит с Забайкальским краем, городом Улан-Удэ, Прибайкальским, Тарбагатайским, Хоринским, Кижингинским, Мухоршибирским районами Бурятии. Район имеет хорошую железнодорожную и автомобильную связь. Дороги республиканского значения Улан-Удэ–Романовка и Улан-Удэ–Кижинга обеспечивают надежное автобусное сообщение.

Расположен в юго-восточной части Республики Бурятия, занимает отроги хр. Цаган-Дабана с прилегающими к нему степями. Территория значительно приподнята над уровнем моря, гориста, имеет межгорные долины. Среднегодовая температура воздуха –1,6°С. Средняя температура января – 24–25°С, июля +17–18°С. Большая часть территории района покрыта хвойными лесами. Самые крупные реки – Уда и ее притоки Курба и Брянка. 

Заиграевская земля имеет богатую историю, сохраненные традиции и культуру народов, издавна населяющих этот край, известна природными, историко-культурными памятниками. На территории района находится уникальный археологический комплекс, где на сравнительно небольшой площади сохранились следы различных культур и цивилизаций. В районе поставлено 25 памятников воинам-землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, пять братских могил политзаключенным и партизанам Гражданской войны. Всегда гостеприимны и старообрядцы-семейские и украинцы, избравшие район своей родиной. На территории пос. Ацагатское создаются туристический комплекс «Ацагатская долина – племя гучид» с традиционным ведением сельского хозяйства и комплекс «Степной кочевник». Особой популярностью пользуется встреча Нового года по лунному календарю в Ацагатской долине, куда съзжаются гости со всей республики и даже из других стран.

ОБЪЕКТЫ ТУРИСТСКОГО ИНТЕРЕСА

Стоянки древнекаменного века, возраст которых более 30 тысяч лет, расположены возле гор Каменка и Варвариной – в далекие времена здесь жили охотники на носорогов, диких лошадей и оленей. Неподалеку от с. Мухор-Тала обнаружена своеобразная мастерская каменного века – место, где древние люди брали материал для изготовления орудий труда.

 Гору Каменка, что неподалеку от Новой Бряни, облюбовали не только люди каменного века – там найдены следы культуры плиточных могил (бронзовый век), останки поселений и захоронений гуннов и раннемонгольской культуры (10–12 вв.).

Ангирская пещера расположена в двух км от с. Старая Брянь. Вход в нее возвышается над уровнем реки на высоте 60 м. В пещере и неподалеку обнаружены петроглифы.

Шулутский (позднее Ацагатский) дацан без ведома властей был построен в 1826 г. у р. Шулута, впадающей в р. Уда. О самоволии бурят иркутский губернатор узнал спустя шесть лет и приказал не закрывать, но официально признать дацан, ведь прихожанами дацана числились в тот период болеечетырех тысяч человек.

В 1877 г. дацан был перенесен на более высокое место, где протекала ключевая вода, уже через несколько лет поднялся крупный монастырский комплекс. В 1891 г. его посетил цесаревич Николай. 

В дацане в начале ХХ в. была основана известная Школа тибетской медицины. Она действовала на минеральном источнике и представляла собой уникальный комплекс с лазаретом, фармацевтической лабораторией, школой, где обучались эмчи-ламы (лекари), проходило богослужение, посвященное Отоши-бурхану (богу медицины). Минеральный источник действует и сегодня, его вода используется для молитв и приготовления лекарств. Сохранившиеся деревянные дома, в которых проживали ламы, сегодня используются для летнего детского лагеря. 

Сбор лекарственных трав эмчи-ламы вели в окрестностях аршана, в долинах рек Илька и Уда; лекарственные препараты также привозились из Китая и Монголии. Лечебница выросла до крупного медицинского центра. 

Школу основали ученый-богослов, тибетский врач Чойнзон Иролтуев и доктор буддийской философии, учитель Далай-Ламы XIII Агван Доржиев, основатель первого буддийского храма в Европе, построенного в Санкт-Петербурге. Местность Нарин-Ацагат – малая родина Чойнзон-Доржи Иролтуева (1843). С ранних лет его отдали в Ацагатский дацан, затем он продолжил образование в монастырях Тибета и Монголии. После окончания учебы, вернувшись на родину с высшим медицинским званием врача тибетской медицины, Ч.-Д. Иролтуев был зачислен в штат Ацагатского дацана. 

В 1891 г., во время пребывания цесаревича Николая в Ацагатском дацане, Ч.-Д.Иролтуев удостоился беседы с гостем. Цесаревич проявил интерес к тибетской медицине и ее методам лечения. Вскоре Ч.-Д.Иролтуев был призван в Санкт-Петербург для лечения детей Николая II, за что был удостоен наград. 

Еще одной выдающейся личностью Ацагатского (Шулутского) дацана был Агван Доржиев – ученый-богослов, дипломат и просветитель. Родился он в 1853 г. в урочище Хара-Шибирь. Восемадцати лет отправился в Тибет для усовершенствования буддийского образования, получил ученую степень. С дипломатическими поручениями Агван Доржиев объездил Россию, Тибет, Монголию, побывал в Индии, на Цейлоне, в Японии, Германии, Италии, Великобритании и Франции; активно занимался просветительской деятельностью по укреплению буддийского учения а России.

В 1937 г. 85-летний цаннит-хамбо был арестован. Он скончался в тюремной больнице Улан-Удэ. На его родине в с. Хара-Шибирь поставлен

субурган высотой 10 м. Вокруг него расположены 7 малых субурганов, посвященных ламам – землякам А.Доржиева. В 150 м от субургана возведена беседка над камнем, которым отмечено место, где стояла юрта родителей А.Доржиева и где по бурятскому обычаю закопан его послед. Это место у бурят называется «тоонто». 

В 30-х годах Ацагатский дацан был разрушен, лекарства уничтожались, а эмчи-лам заключали в тюрьмы. Хранившийся в дацане Атлас тибетской медицины успели передать в Музей
истории Бурятии и тем сохранили.

Новый Ацагатский дацан «Гандандаржа-линг» («Исполненная радости обитель распространения Учения») построен в 1992 г. неподалеку от с. Ацагат. Его строительство было инициировано XIV Далай-Ламой, посетившим село в 1991 г. и освятившим место для будущего дацана. Трехэтажное здание главного храма выполнено из кирпича по традиционным буддийским канонам, обнесено каменной оградой со встроенными в нее субурганами. Вход в дуган охраняют скульптуры львов. Интерьеры традиционные для всех буддийских храмов. Атрибутами дацана является тысяча маленьких фигурок Будды в алтаре.
Возрожденный Ацагатский дацан продолжает традиции старого Шолотского дацана.

В 1996 г. из местности Нарин-Ацагат в новый Ацагатский дацан был перевезен дом А.Доржиева, в котором он провел последние дни перед арестом. В доме устроен музей А.Доржиева. 

В музее находятся в натуральную величину, восковые фигуры XIV Далай-Ламы, XIII Далай-ламы, А.Доржиева и XI Пандито Хамбо-Ламы Ч-Д.Иролтуева. 

В районе мирно сосуществуют православие, древлеправославние и буддизм, впрочем, как
и во всей Бурятии. Так, построены православные церкви в Новая Бряни и Старой Бряни, Татарском Ключе и других селах.

Сакральными местами считаются священные скалы между селами Илька и Новоильнск. Гора Дэлгэр-Хушун на окраине Онохоя имеет свою хозяйку, которая облегчает и благославляет жизнь людей, приезжающих сюда. Здесь проводятся обряды.