Кяхтинский район

Находится на юге Бурятии на возвышенности, пересеченной цепью горных хребтов, и граничит с Монголией. Хребты пересекают глубокие долины рек Селенги и Чикоя с притоками.

Кяхтинский район образован в 1923 г. Население более 40 тыс. человек. Административный центр района – г. Кяхта. Численность населения города – 19,5 тыс. чел. Расстояние от Улан-Удэ – 235 км. Состав населения района – русские и буряты, а также «карымы» – потомки от смешанных русско-бурятских браков. Незначительная часть другие национальности. 

Поселки, расположенные вдоль российско-монгольской границы, – места проживания казаков. С севера на юг район пересекают федеральная автотрасса Улан-Удэ–Улан-Батор с пограничным переходом в городеКяхте и железная дорога Улан-Удэ–Наушки–Улан-Батор. Район граничит с Селенгинским, Джидинским районами Бурятии. На востоке проходит граница с Забайкальским краем, а на юге государственная граница Российской Федерации с Монголией. Находится на юге Бурятии на возвышенности, пересеченной цепью горных хребтов, и граничит с Монголией. Хребты пересекают глубокие долины рек Селенги и Чикоя с притоками. 

Кяхтинский район известен памятниками истории, культуры и археологии, которые представляют интерес не только для специалистов. Среди них одним их наиболее впечатляющих объектов, связанных с эпохой первого в Центрального Азии государства Хунну, является группа могильников в Ильмовой пади. Она находится в 23 км от Кяхты по автодороге Кяхта–Улан-Удэ. При археологических раскопках захоронений – их около 320, принадлежащих разным слоям хуннскогообщества – получены предметы быта, оружие, элементы конской упряжи; подлинные произведения искусства ажурные пряжки и пластины из поясных наборов. Разнообразные керамические сосуды хунну восхищают совершенством формы и пропорций. 

Уникальные предметы быта и искусства хранятся в коллекциях и выставлены в экспозициях Кяхтинского краеведческого музея. Археологические работы были начаты в 1896 г. и продолжаются до настоящего времени. В 1996 г. на базе Кяхтинского краеведческого музея был проведен Международный конгресс ученых археологов. Коллекция «Россиичайной старая столица» – участник и лауреат фестиваля «Интер-музей-2006» в Москве. Конечно, наибольший интерес для туристов представляет сам город Кяхта, известный миру как «золотые ворота России», через которые проходил Великий чайный путь. 

Благодаря развитию торговли, приведшей к возникновению богатого сословия кяхтинских купцов, в городе было построено большинство каменных зданий, церквей, архитектура и убранство которых отличались монументальностью и богатством. Так, на средства кяхтинского купечества в 1812–1817 гг. был возведен в стиле русского классицизма каменный Троицкий собор во имя Живоначальной Троицы с приделами во имя Рождества Богородицы и апостолов. Общая высота храма (доверхушки креста) составляла 30 м. Колокольня высотой 37,7 м насчитывала 8 колоколов. На колокольне были установлены башенные часы с циферблатами «на две стороны, на восток и запад». Храм и колокольню венчали позолоченные кресты с цепями и коронами. В соборе содержалась мироточившая копия чудотворной иконы Божией Матери Споручницы (поручительницы) грешных, обладавшая исцеляющей силой. Здание собора передано Русской Православной Церкви. 

В Кяхтинской купеческой слободе в 1830 г. был заложен каменный храм во имя Воскресения Христова с двумя теплыми приделами во имя Казанской Божией Матери, Святителя и Чудотворца Николая. К строительству были привлечены итальянские мастера. Церковь строилась на средства богатых пожертвований. По отзывам современников, «по внутреннему благолепию и богатству храм этот едва ли найдет себе равных во всей Сибири». Его называли «Застывшей музыкой в камне».В соборе был установлен уникальный хрустальный иконостас с серебряными Царскими вратами. Чудом уцелевшие фрагменты иконостаса можно увидеть в Краеведческом музее. 

В 2011 г. закончилась реконструкция, церковь была освящена и теперь проводятся богослужения. Рядом с городским кладбищем (ныне не существует) в 1727 г. была поставлена деревянная Успенская церковь. А в 1888 г. на средства купца Я.А.Немчинова рядом с нею была возведена Успенская каменная церковь – памятник русской культовой архитектуры второй половины XIX в., здесь органично сочетаются элементы русско-византийского стиля и русского классицизма. Высота церкви от пола до начала барабана 10,24 м. Церковь действующая. 

Дом с мезонином известного купца и общественного деятеля, друга декабристов А.М.Лушникова построен в середине XIX в. Это было одно из первых каменных зданий Кяхты. В доме принимали декабристов С.П.Трубецкого и С.Г.Волконского с семьями, Н.А. и М.А.Бестужевых, К.П.Торсон, И.И.Горбачевского, И.И.Пущина, М.К.Юшневскую. Гостями Лушникова были известные путешественники и исследователи Центральной Азии: Н.М.Пржевальский, Г.Н. и А.В.Потанины, Д.А.Клеменц, П.К.Козлов, В.А.Обручев, американец Дж. Кеннан и многие другие. Дом предполагается отреставрировать, но пока на это нет средств.Пещера Городовой Утес находится в долине р. Чикой.

Сохранились наскальные рисунки бронзового века с изображениями орлов. В 60 км на восток от Кяхты, направо-бережье р. Чикой, был построен первый в Забайкалье буддийский храм –Мурочинский дацан. Главное здание дацана Цогчен-дуган – трехэтажное, каменное, рядом находится субурган «Лхабав» («Нисхождение Будды Шакьямуни со свитой с неба Тушиты»). Мурочинский дацан, ранее Цонгольский, был основан в 1730 г., – это один из старейших дацанов Забайкалья. 

Комплекс дацана состоял из сооружений, значительно превосходивших старые по богатству и капитальности. Вокруг главного храма располагались шесть аймачных и еще несколько малых дуганов. Численность служителей доходила до 1000 лам. В дацане хранилось уникальное собрание трудов буддийских философов, работала школа учеников-хувараков. В 30-е годы ламы были подвергнуты репрессиям, имущество дацана конфисковано. В 50-е годы дацан был разрушен до основания. Возрождение буддизма, обретение веры, духовности бурятского народа началось во второй половине 1980-х годов. В с. Мурочи в 1990 г. по инициативе старейшин была создана буддийская религиозная община и начато строительство деревянного дугана на месте самого крупного Цонгольского дацана. 

Открытие дацана Балдан Брэйбун состоялось 7 октября 1994 г. Это событие произошло в дни празднования 250-летия признания буддизма в России и пребывания в Бурятии XIV Далай-Ламы. За субурганом находится небольшая роща, где на деревьях повязаны хийморин, хадаки. В дугане дацана хранится зеленая лошадь Майтрейя. На центральных храмовых воротах установлено Колесо Учения (Номой Хурдэ), по сторонам две стоящие на коленях лани. Золотистые лани, по преданию, выбежали из рощи, когда раздались звуки первой проповеди Будды и, замерев, слушали его, глядя на верхушку Золотого колеса, поднесенного Будде Брахмой с просьбой о начале Проповеди.

Новый трехэтажный главный храм дацана по архитектуре и размерам не уступает прежнему. В восстановлении храма приняла участие вся республика. Сейчас в дацане служат 10 лам, закончивших высшие духовные заведения Бурятии и Монголии. Расстояние от Кяхты до дацана 41 км. Аранжин-Арьяа-Бала – место паломничества, которому нет аналогов в буддийском мире. В двух км от Мурочинского дацана чудесным образом на камне проявляется мантра Бодхисаттвы Авалокитешвары (Арьяа-Бала) «Ом мани бадмэ хум». Только в предгорьях Гималаев, в далеком Непале, есть подобные надписи. Авалокитешвара (Арьяа-Баала) – «Тысячерукий Владыка Сострадания» изображается многоликим, многоруким. Он способен прийти на помощь всем страдающим живым существам.

В 2003 г. состоялись торжественное открытие дугана и молебен «Равнай» при большом стечении верующих.