Селенгинский район

Район  граничит с Иволгинским, Кабанским, Джидинским, Кяхтинским, Тарбагатайским и Мухоршибирским районами. Административный центр – г. Гусиноозерск, расположенный на северо-восточном берегу озера Гусиное в 110 км от Улан-Удэ.

Район образован в 1923 г. Население 45 711 чел. Плотность 5,7 чел./км.кв. Национальный состав буряты, русские. Конфессиональный состав: буддисты, православные. Район граничит с Иволгинским, Кабанским, Джидинским, Кяхтинским, Тарбагатайским и Мухоршибирским районами. Административный центр – г.Гусиноозерск, расположенный на северо-восточном берегу озера Гусиное в 110 км от Улан-Удэ. По территории района проходит федеральная автотрасса Улан-Удэ–Кяхта и Восточно-Сибирская железная дорога в сопредельное государство Монголию. В 1940–1942 гг. на территории района существовал «Гусиноозерлаг».

СЕЛЕНГИНСКИЙ РАЙОН

Селенгинский район занимает степную юго-западную часть Гусино-Удинской котловины. Южная часть района сильно изрезана полноводной Селенгой и ее притоками – реками Чикой и Хилок. Климат района – резко-континентальный с суровой зимой и умеренно-теплым летом. Разнообразие ландшафтов способствует многообразию растительного и животного мира. 

В долине р. Темник расположены самые обширные в Бурятии плантации облепихи. Главная природная достопримечательность Селенгинского района – река Селенга, основной приток озера Байкал. Ее бассейн составляет 2/3 бассейна Байкала, общая площадь водосбора Селенги – 447060 кв. км, причем исток и 63% площади водосбора реки находятся на территории Монголии. 

Долина реки очень живописна. Здесь множество мест, удобных для отдыха. Река судоходна. Плавание на туристских судах по ней не составляет проблем. Плавание на моторных судах затруднено только в дельте, где множество мелей и проток.

На территории района много озер, самые крупные: Гусиное с максимальной глубиной 25 м, длиной 25, шириной – 8,5 км, и озеро Щучье. В Гусиное впадает девять речек, самая крупная Цагангол и вытекает единственная – Баянгол. Щучье – одно из мест отдыха жителей республики, расположенное в удобном и доступном месте – в 11 км от трассы Улан-Удэ–Кяхта. На озере функционируют базы отдыха и детские оздоровительные лагеря. На территории района девять минеральных источников, шесть из них выходят из подножия Хамбинского хребта. 

ОБЪЕКТЫ ТУРИСТСКОГО ИНТЕРЕСА

Селенгинская долина необыкновенно поэтична с ее небольшими покатыми сопками, плавным течением рек, простором, чувством приобщенности к далекой истории, которая чувствуется даже в крапивных кустах, которые растут на месте брошенных юрт. Особенно типичны для селенгинских ландшафтов плиточные могилы. Захоронения, которым насчитывается три тысячи лет, древние ориентировали по течению реки, бережно укладывая умерших в яму, помещая внутрь предметы, которые могли понадобиться человеку в другой жизни. Эти территории были заселены племенами, оставившими после себя каменные курганы-херексуры – то ли ритуальные сооружения, то ли захоронения. Вокруг таких курганов обязательно присутствуют выложенные из камней оградки самых разнообразных форм и размеров – квадраты, круги, замысловатые петли. 

Степные просторы Селенгинской долины – это еще и средоточие памятников хуннской эпохи. Знамениты курганы племенной знати хунну в Ильмовой и Черемуховой падях, пади Царам, на Оргойтоне, могильники Дырестуйский Култук и Иволгинский, содержавшие предметы художественной бронзы, выполненные в «зверином» стиле.

Загадочные и воинственные хунну, объединившиеся в могущественный союз в I тысячелетии до н.э., создали первое в истории Центральной Азии государство. Благодатная земля у Селенги сохранила многообразное и уникальное историко-культурное наследие. Исторические города, выросшие из казачьих острогов и торговых поселений, возникшие из бурятских улусов и заимок русских крестьян, вобрали в себя лучшие архитектурные произведения старых мастеров. Их опыт воплотился в застройках  городских кварталов и сельских улиц, архитектуре буддийских дацанов и православных церквей. Непременные атрибуты ландшафтов Селенгинской долины – буддийские  субурганы, православные часовни и поклонные кресты.

 Первым российским поселением в долине Селенги был Селенгинский острог, основанный казаками в 1665 г., а уже в 1685 –его называют городом. Побыл Селенгинск и в статусе уездного города Иркутской провинции, и окружного города Забайкальской области. В первой половине XVIII в. из-за постоянных наводнений население было вынуждено перенести город на левый берег. Исторические кварталы Новоселенгинска (Селенгинска) выделяются соразмерностью и уютом улиц, добротностью и пропорциональностью зданий. 

Красота ландшафта, возможности его обозрения раскрывают историческую панораму: возрожденный Новоселенгинск, Посадская долину и старый Селенгинск с разрушеным Спасским собором, часовенкой и могилой коменданта В.Якобия, а также Чикойская стрелка с памятью об опальном любимце Петра I, прадеде Пушкина Ганнибале, и ландшафты, изобилующие памятниками археологии и святыми местами.

Многие природные памятники даже в названиях своих увековечили события давних времен, большие и малые. Причудливая скала Англичанка – воспоминание о том, что в XIX веке появился близ Байка-ла английский миссионер Роберт Юлль, проповедуя слово Божие. У Чикойской стрелки, среди скал останавливались дипломатические и торговые миссии в Китай и Монголию, ибо очень часто им подолгу приходи-лось ждать получения пропуска из Селенгинска. Иногда это имело важные последствия для истории Сибири. Так, в 1721 г. с миссией в Китай отправился епископ Иннокентий Кульчицкий. Кто-то доложил китайским властям, что это недюжинный человек и высокое церковное лицо. Продержав его безответно в Селенгинске долгое время, чиновники сопредельного государства от имени богдыхана отказали Кульчицкому во въезде в Китай, ибо «высоким  лицом» (а именно так было указано в бумагах епископа) в империи величают лишь самого правителя. Иннокентий Кульчицкий остался в Сибири и много сделал для просвещения сибиряков, для насаждения в крае веры и нравственности. Уже в XIX веке Иннокентий был канонизирован; в честь его, первого сибирского святого, многие сибиряки носят имя Иннокентий. Но не из-за постоянных дипломатических обманов гора названа Обманной. 

В 1673 г. – правление Алексея Михайловича, отца Петра I – в Селенгинск был сослан гетман Левобережной Украины , враг императора, грозивший перейти на сторону турков, Демьян Многогрешный. Со временем его выпустили из бревенчатой прочной тюрьмы, он стал жить, соединившись с семьей, и даже долгое время руководил местным казачьим гарнизоном. Вот он-то, защищая Селенгинск от воинственных бурят и монголов, в одном из сражений обманул противника у этой горы ловким тактическим маневром, припрятав за возвышенностью резерв. С тех пор гора и зовется Убиенной.

В середине XVII в. вСеленгинской долине стал распространяться буддизм. Центром распространения буддизма в Бурятии стал Тамчинский (Гусиноозерский) дацан. Вначале –в 1741 г. – была построена кумирня (дуган), а в 1750 г. поставили деревянный дацан. В Тамчинском дацане издавна соблюдалась традиция проведения цам-хурала –пришедшее из Тибета пышное богослужение в масках и костюмах ламаистских божеств. 

В представлении цама участвовало 78 персонажей, разделенных на несколько групп. К одной из них можно отнести маски различных животных, к другой – маски грозных божеств, гениев-хранителей буддийской веры. К третьей группе относятся персонажи, представляющие разных людей – они без масок, том числе, персонаж Сагаан-Убгэн – Белый Старец. Сюда нужно отнести и духов-покровителей данной местности. Костюмы цама яркие, красочные, сшитые из дорогих тканей, шелка, парчи. Персонажи цама, танцуя под музыку, в такт ей произносят тексты заклинаний. Тайный смысл этот древнего ритуала до сих пор остается достоянием Тибета. В настоящее время мистерия цам возродилась в Тамчинском дацане, проводится в начале июля и собирает много верующих и любопытных. 

В Селенгинском районе появился новый объект – перед с. Поворот, в местности Бараний Луг (Хони-ной Нюга) – поставлены субурганы в честь четырех Пандито Хамбо Лам, настоятелей Тамчинского дацана. ПОПУЛЯРНЫЕ ТУРИСТСКИЕ МАРШРУТЫ «Золотая россыпь Селенги» – так названа неотъемлемая часть международного проекта «Великий чайный путь» с посещением наиболее привлекательных природных, культурных, сакральных мест в районе: Селенгинского острога и первого буддийского монастыря. Тур включает программы с участием Селенгинского казачьего полка и ансамбля «Любо», организацию казачьего стола, проведение ритуальногообряда, конные прогулки по берегу Селенги, экскурсию по музею декабристов. «Тур выходного дня» – однодневный маршрут по Селенгинский части Чайного пути. Экскурсии по историческим местам: Селенгинскому острогу, посещение Вознесенского собора, музея декабристов, мемориального комплекса, памятника английским миссионерам – утеса Англичанка.