Тарбагатайский район

Район граничит: на севере с городом Улан-Удэ (Октябрьский район), на востоке с Заиграевским, на юге – с Мухоршибирским, Селенгинским, на западе по реке Селенге с Иволгинским районом.

Название района и его центра происходит от бурятского слова «тарбаган» – сурок. Зверек этот обитает здесь повсеместно. В 22 селах района, раскинувшихся вдоль ручьев и небольших речек, берущих начало в таежных хребтах, проживает около 18 тысяч человек. Это в основном русское старообрядческое население. Транспортное сообщение внутри района и с Улан-Удэ – автомобильное. По территории района проходят федеральная трасса Москва–Владивосток М-55 и железная дорога Улан-Удэ–Наушки. Район граничит: на севере с городом Улан-Удэ (Октябрьский район), на востоке с Заиграевским, на юге – с Мухоршибирским, Селенгинским, на западе по реке Селенге с Иволгинским районом. Село Тарбагатай – административный центр района расположено в 52 км от Улан-Удэ, на р. Куйтунка (приток Селенги). Проживает 5,3 тыс. чел. В 1765 г. группа старообрядцев – «новопоселенные из поляков» – была размещена в селах Тарбагатай, Куйтун, Куналей, Десятниково и Бурнашево. 

К юго–востоку от озера Байкал раскинулась редкой красоты земля: сопки в розовой дымке цветущего багульника, белая кипень черемухи на островах полноводной реки Селенги, главной водной артерии Байкала, пойменные луга, усыпанные оранжевым золотом цветущих жарков, высокие горы и хребты, вековые сосновые боры, дремучая тайга, песчаные распадки и речные долины. Фауна лесов: встречаются косули, изюбр, кабан, белка, зайцы, тарбаганы, глухари, тетерева, рябчики, серые куропатки. 

Климат здесь резко континентальный со значительными колебаниями ночных и дневных температур. Температура зимой достигает –45 С, а летом +37 С.

ОБЪЕКТЫ ТУРИСТСКОГО ИНТЕРЕСА

Культурный туризм по Тарбагатайскому району – это сохраненная культура семейских как удивительный феномен для всей России; историко-культурный – наличие памятников исторического наследия; природный – привлекательный ландшафт, богатство и разнообразие животного и растительного мира, благоприятная экологическая обстановка. Любителям возможность вести сбор грибов, ягод, лекарственных растений.

В 10 км от с. Тарбагатай в местности Жарчиха располагается глубокая, просторная пещера. Именно сюда в 20-х годах ХХ в., когда развернулась антирелигиозная кампания, владыка Афанасий, епископ Иркутско-Амурский и Дальнего Востока, перенес старообрядческие книги, рукописи и церковную утварь. Пещеру заложили камнями, о ее местоположении никто из посторонних не знал, а после расстрела епископа Афанасия свидетелей схрона старообрядческих реликвий не осталось. Только в середине ХХ в. совершенно случайно тайна пещеры была раскрыта.

Одно из знаменитых мест в окрестностях Тарбагатая – гора Омулевая, высокий утес в предгорьях хребта Цаган-Дабан, в 45 км от Улан-Удэ. Со смотровой площадки открывается живописный пейзаж на долину Селенги. У горы два имени. Омулевой ее называют потому, что возле этих скал в реке было много омуля, заходившего сюда в нерестовый период. Второе название – Спящий Лев – горе дали по внешнему виду. Если внимательно присмотреться, можно увидеть, как голова льва с косматой гривой покоится на лапах, видна мощная спина, а дорога у склона похожа на львиный хвост. На холме напротив г. Омулевой в 2007 г. был воздвигнут крест в честь встречи старообрядцев мира, посвящен- ной 250-летию начала заселения Забайкалья семейскими потомками старообрядцев. 

Староверы-семейские – очень яркая и древняя ветвь русского народа – частица допетровской Московской Руси. Сюда, в Бурятию, насильственно переселяли раскольников во второй половине XVIII века по указу Екатерины II – ту часть русского населения, которая отказалась от нововведений в результате церковной реформы, продолжая придерживаться старой веры, обрядов, бытового уклада. Переселяли целыми семьями – отсюда и термин «семейские».

В новой жизни переселенцы сохранили духовную культуру, уникальные традиции и веру. Везде, где бы ни оказывались староообрядцы, они осваивали новые земли, создавали общины, свято хранили обычаи старины, культуру и русский язык. Переселяясь за Байкал, семейские в числе самого необходимого везли древние книги. В семьях сохранились многие памятники культуры и древнерусской письменности: рукописи, предметы быта и обихода, образцы старинной одежды, уникальные иконы. 

Насильственно привезенные люди, владея большим сельскохозяйственным опытом и поразительным трудолюбием, в скором времени заслужили признание. «Они и камень сделали плодородным», – говорил о них иркутский губернатор Трескин. Их опыт возделывания земли стал образцом для других народов, проживающих в этих местах, в том числе и для аборигенов края – бурят. У бурят же семейские учились искусству орошения лугов, разведению скота, охоте. Первое, что везли с собой переселенцы, – семена привычных для них огородных культур: моркови, свеклы, капусты. Прежде бесплодные места стали приносить богатые урожаи. Отпала необходимость ввозить в Забайкалье хлеб и другие сельскохозяйственные продукты.

Тарбагатайские семейские выращивали рожь, пшеницу, овес, ячмень, просо, гречиху, коноплю как техническую культуру – из нее делали паклю, веревки, нитки для изготовления грубой ткани, мешковины. Они первыми в Сибири стали использовать плуг, а для боронования применяли плетеные бороны с деревянными зубьями. За огородами ухаживали женщины и дети, выращивали овощи. Для полива перепруживались речки и устраивались канавы. Животноводство имело подсобное значение.

Дома у них ладные, справные, с фигурными резными наличниками и расписными ставнями, воротами и крыльцом. Семейская домовая роспись получила распространение внутри помещений. Расписывались стены, мебель, утварь, орудия труда и предметы быта, игрушки. Композиции из цветов и цепочки из листьев украшали кровати, стол, самопрялки. В избах всегда очень чисто, опрятно и убранство особенное: потолки крашеные, пол застилается коврами-половиками, а раньше посыпался песком. Красный угол богат иконами. Вправо и влево от божницы идут широкие деревянные лавки. На стене зеркало, по обеим сторонам которого свисают концы «рушника»-полотенца. От печи над входом полати – спальные места для многочисленного семейства, рядом на крюке висит зыбка, в ней укачивают младенца. 

Стол покрыт домотканной скатертью, на которой всегда горячий, ярко начищенный самовар. Посреди – печь русская, орнаментами разукрашенная, разными цветами и птицами, а из той печи хозяева гостей грибными, черемуховыми, рыбными пирогами да блинами с медом и сметаной угощают – это традиционная кухня старообрядцев. 

Кровати у семейских с точеными балясинами, а постельные принадлежности – новолочки, расшитые цветными нитками, лоскутные покрывала, по-современному пэчворк, из-под них кайма из затейливого кружева. 

Наряды семейских женщин сказочно красивы: рубашки вышиты птицами и цветами, яркие сарафаны и фартуки украшены тесьмой, а на голове кичка (старинный головной убор), на груди многорядные старинные янтарные и корольковые ожерелья, еще от пра-прабабок унаследованные. Особенно ценятся бусы из янтаря, речного жемчуга и перламутра, имитирующего жемчуг. Мужской костюм семейских состоит из длинной рубахи-косоворотки и штанов с широким шагом. Рубаху носят навыпуск, подпоясывая широким поясом. 

Семейские хорошо знали и соблюдали родственные связи. Браки между родственниками были запрещены до восьмого колена, а естественный прирост населения у семейских был самым высоким в Забайкалье: женщины рожали от 10 до 24 детей. 

Особой фольклорной традицией является певческая манера старообрядцев, в ней сохранились элементы музыкальной культуры допетровской Руси. Ярче всего она проявляется в обрядовой поэзии (календарной и семейно-бытовой), протяжная, или проголосная, песня и духовные стихи. Семейские сохранили и донесли до наших дней не только уникальный распев, но и огромное количество текстов русских протяжных, шуточных, плясовых, хороводных, бытовых песен. Как затянут песни многолосные – и грустные, и веселые – не удержишься, подпевать начинаешь. А уж как свадьбу разыгрывать начнут – тут и взаправду замуж захочется. 

Тарбагатайский музей старообрядческой культуры XVIII в., создал священнослужитель Древлеправославной Кресто-Воздвиженской церкви отец Сергий, который искал и приобретал у жителей семейских сел сохранившуюся церковную утварь и предметы быта. После возведения церкви на основе собранных экспонатов он создал действующий при церкви музей. Экспонаты музея – уникальные предметы материальной культуры семейских XVIII–XIX вв. Сам отец Сергий и экскурсии по музею проводит. 

Поскольку в этих местах пролегал торговый путь из Кяхты в Верхнеудинск и Иркутск, то из привозимых нарядных и красочных восточных тканей из Индии и Китая семейские женщины и шили себе наряды. В музее хранятся эти роскошные, двухсотлетней давности, но не потерявшие цвета и целостности индийские кашемировые шали, атласные и парчовые китайские халаты и жакеты, плисовые бекеши. Среди экспонатов старинная одежда из сундуков семейских бабушек: рубашки, сарафаны с лентами, кокошники, шитые бисером и золотом, мужская одежда – тканые цветные кушаки, цветные шаровары, полушубки, сапоги яловые, ичиги… 

Такой коллекцией самоваров как здесь, может гордиться и столичный музей, самому старому больше двухсот лет. Вот незатейливая крестьянская утварь, инвентарь для хозяйственных работ, соха, плуг, ручные ступы для помола зерна, токарный станок с ручным приводом, сани, принадлежности деревенского быта, прялки, швейная машинка –обязательный в каждом доме предмет для женского рукоделия – и заметьте, – все хоть сейчас в работу. А вот и стулья с гнутыми спинками – на зависть самому большому эстету современного интерьера… 

Главные же экспонаты музея – уникальные рукописи и книги почти четырехсотлетней давности – настоящие памятники древнерусской письменности. Переселяясь за Байкал, староообрядцы-семейские в числе самого необходимого везли с собой и древние фолианты. Рукописи и книги, изданные еще до раскола, имелись в каждом доме, хранились и передавались как самые дорогие реликвии. 

Старообрядцы Забайкалья – яркая и древняя ветвь русского народа, сохранившая в своей культуре и быту положительные религиозно-этические и этнокультурные черты допетровской Руси, продлившая древнерусскую самобытность на целых три столетия.

Семейские Тарбагатайского района 18 мая 2001 г. признаны ЮНЕСКО «Шедевром устного и нематериального наследия человечества» и включены в первый список ООН по вопросам образования, науки и культуры.