БАЙКАЛ - БУРЯТИЯ: туризм и отдых

официальный сайт Республики Бурятия в сфере развития туризма

Население


БУРЯТЫ

Буряты, буряад, Buryats или Buriyads (англ.) – титульная нация Республики Бурятия. По раcпространенной версии, этноним «бурят» связан с именем предка всех монголов Буртэ-Чино, который восходит к почитанию волка («бури» монг. из тюрк.) в качестве тотемного животного. Племя же булагатов, имевшее прародителя Буха-нойона, считается основным ядром бурятского народа, первоначального носителя этнонима «буряты».

По другой версии, степняки-монголы именовали северных жителей Предбайкалья бураад – «лесные жители» от слова «бураа» – «густая роща», «лесная чаща».

В русских документах XVII–XVIII вв. бурят именовали «братские люди». Первые известия о бурятах русские служилые получили в 1609 г., когда название упоминается в документах Сибирского приказа. В VI–VIII веках в Предбайкалье многочисленным и сильным народом были курыкане, оставившие богатую «курумчинскую культуру». Часть курыкан смешалась с пришельцами с юга – монгольскими племенами и влилась в будущую бурятскую народность.

 Основные субэтносы – эхириты, булагаты, хори, хонгодоры и цонголы. Бурятский язык относится к северной подгруппе монгольской группы алтайской языковой семьи. До 1931 г. буряты пользовались старомонгольским алфавитом на основе уйгурского письма, в 1931 была введена латинская графика, а в 1939 – вариант кириллицы.

Бурятское родовое поселение (улус) располагалось по долинам рек. Этнограф А.В.Потанина писала: «...около юрты с течением времени выстраивались амбары, затем, с увеличением семьи, рядом с отцовской юртой строились юрты сыновей, внуков... В улусе для всех существовала одна кузница, одна русская печь для печенья хлеба и т.д.»

Важное место в хозяйстве бурят занимало не только скотоводство (разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей, верблюдов), охота и рыбная ловля, но и примитивное земледелие – сеяли просо, гречу, ячмень. Использовали искусственное орошение для полива полей и сенокосных угодий. Излишки скота служили предметом меновой торговли с эвенками и другими лесными племенами, занимавшимися преимущественно охотой. Чулки, платки, войлок буряты делали из шерсти овец, которых стригли летом.

Почтительное отношение к земле прививалось с детства: взрослые говорили ребенку, что нельзя царапать землю острым, рвать траву, причинять боль Матери-Земле. Даже носки бурятских сапог-гутулов были загнуты вверх, чтобы не споткнуться на ровном месте и не обидеть землю. Когда в семье кочевника рождался ребенок, его обрезанную пуповину зарывали в землю, это место называлось тоонто. Если человек заканчивал дела в этом мире, перед его погребением совершался обряд «выпрашивания земли». Так человек рождался из лона Земли и возвращался в него после смерти. Понятно, почему гончар, прежде чем накопать глины, должен был попросить у Земли прощения, что он вторгается в ее лоно.

Земля в восприятии бурят была прежде всего степью. Кочевник знал, что жизнь в степи не столь однообразна, как кажется. Здесь находят себе пищу и кров человек, животные и птицы. Во все времена Байкал поил и кормил человека. Еще в эпоху неолита рыболовство по его берегам занимало равное место с охотой.

В древнебайкальских поселениях обнаружены рыбьи кости и чешуя, гальки-грузила, крючки из дерева и кости, каменные рыбки-приманки. Рыбаки той эпохи организовывали коллективную ловлю, применяли лодки-долбленки, костяные гарпуны, сети из конского волоса, позднее – медные и бронзовые крючки.

Охота – древнейшее занятие бурят. Охотничий промысел был не только источником пропитания, он давал одежду, обувь, жилье, сырье для изготовления оружия и различных предметов быта. Добывали соболя, выдру, лисицу,козу, изюбра, сохатого.

К орудиям охоты относились длиный лук, силки, ловушки. Облавная охота когда-то устраивалась систематически, потом стала священной традицией. Буряты были мастерами и по обработке железа – в раскопках поселений обнаружены железные предметы быта, кольчуги, оружие. Да, оружие – о частых военных стычках того времени свидетельствуют находки в могилах человеческих скелетов со следами боевых ранений. По всему Предбайкалью можно найти древние «плиточные могилы». Создатели культуры «плиточных могил» оставили после себя и памятники искусства. Это «оленные камни», получившие название от высеченных на них изображений оленей. 

Возможно, еще в каменном веке солнце представлялось в виде живого существа, оленя с золотыми рогами, который пробегал за день весь небосклон от востока до запада. Художник своим бронзовым резцом изображал и другие мотивы. Один из них – человечки, взявшиеся за руки, а над ними парящий орел, занимающий почетное место в мифологии бурят.

СЕМЕЙСКИЕ

На юг от столицы Бурятии г. Улан-Удэ раскинулось редкой красоты земля: высокие горы и хребты, вековые сосновые боры, песчаные распадки и заливные луга в речных долинах. Здесь расположен Тарбагатайский район. Через Тарбагатай, красивое старообрядческое село, проходит Транссибирская автомагистраль Москва – Владивосток. В 22 селах и деревнях района проживает более 17000 человек. Это, в основном, русское старообрядческое население – «семейские».