Население

БУРЯТЫ

Буряты, буряад, Buryats или Buriyads (англ.) – титульная нация Республики Бурятия. По раcпространенной версии, этноним «бурят» связан с именем предка всех монголов Буртэ-Чино, который восходит к почитанию волка («бури» монг. из тюрк.) в качестве тотемного животного. Племя же булагатов, имевшее прародителя Буха-нойона, считается основным ядром бурятского народа, первоначального носителя этнонима «буряты».

bt-9.jpg    bt-13.jpg

По другой версии, степняки-монголы именовали северных жителей Предбайкалья бураад – «лесные жители» от слова «бураа» – «густая роща», «лесная чаща».

В русских документах XVII–XVIII вв. бурят именовали «братские люди». Первые известия о бурятах русские служилые получили в 1609 г., когда название упоминается в документах Сибирского приказа. В VI–VIII веках в Предбайкалье многочисленным и сильным народом были курыкане, оставившие богатую «курумчинскую культуру». Часть курыкан смешалась с пришельцами с юга – монгольскими племенами и влилась в будущую бурятскую народность.

 Основные субэтносы – эхириты, булагаты, хори, хонгодоры и цонголы. Бурятский язык относится к северной подгруппе монгольской группы алтайской языковой семьи. До 1931 г. буряты пользовались старомонгольским алфавитом на основе уйгурского письма, в 1931 была введена латинская графика, а в 1939 – вариант кириллицы.

Бурятское родовое поселение (улус) располагалось по долинам рек. Этнограф А.В.Потанина писала: «...около юрты с течением времени выстраивались амбары, затем, с увеличением семьи, рядом с отцовской юртой строились юрты сыновей, внуков... В улусе для всех существовала одна кузница, одна русская печь для печенья хлеба и т.д.»

Важное место в хозяйстве бурят занимало не только скотоводство (разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей, верблюдов), охота и рыбная ловля, но и примитивное земледелие – сеяли просо, гречу, ячмень. Использовали искусственное орошение для полива полей и сенокосных угодий. Излишки скота служили предметом меновой торговли с эвенками и другими лесными племенами, занимавшимися преимущественно охотой. Чулки, платки, войлок буряты делали из шерсти овец, которых стригли летом. 

bt-22.jpg     

Почтительное отношение к земле прививалось с детства: взрослые говорили ребенку, что нельзя царапать землю острым, рвать траву, причинять боль Матери-Земле. Даже носки бурятских сапог-гутулов были загнуты вверх, чтобы не споткнуться на ровном месте и не обидеть землю. Когда в семье кочевника рождался ребенок, его обрезанную пуповину зарывали в землю, это место называлось тоонто. Если человек заканчивал дела в этом мире, перед его погребением совершался обряд «выпрашивания земли». Так человек рождался из лона Земли и возвращался в него после смерти. Понятно, почему гончар, прежде чем накопать глины, должен был попросить у Земли прощения, что он вторгается в ее лоно.

Земля в восприятии бурят была прежде всего степью. Кочевник знал, что жизнь в степи не столь однообразна, как кажется. Здесь находят себе пищу и кров человек, животные и птицы. Во все времена Байкал поил и кормил человека. Еще в эпоху неолита рыболовство по его берегам занимало равное место с охотой.

В древнебайкальских поселениях обнаружены рыбьи кости и чешуя, гальки-грузила, крючки из дерева и кости, каменные рыбки-приманки. Рыбаки той эпохи организовывали коллективную ловлю, применяли лодки-долбленки, костяные гарпуны, сети из конского волоса, позднее – медные и бронзовые крючки.

Охота – древнейшее занятие бурят. Охотничий промысел был не только источником пропитания, он давал одежду, обувь, жилье, сырье для изготовления оружия и различных предметов быта. Добывали соболя, выдру, лисицу,козу, изюбра, сохатого.

К орудиям охоты относились длиный лук, силки, ловушки. Облавная охота когда-то устраивалась систематически, потом стала священной традицией. Буряты были мастерами и по обработке железа – в раскопках поселений обнаружены железные предметы быта, кольчуги, оружие. Да, оружие – о частых военных стычках того времени свидетельствуют находки в могилах человеческих скелетов со следами боевых ранений. По всему Предбайкалью можно найти древние «плиточные могилы». Создатели культуры «плиточных могил» оставили после себя и памятники искусства. Это «оленные камни», получившие название от высеченных на них изображений оленей. 

Возможно, еще в каменном веке солнце представлялось в виде живого существа, оленя с золотыми рогами, который пробегал за день весь небосклон от востока до запада. Художник своим бронзовым резцом изображал и другие мотивы. Один из них – человечки, взявшиеся за руки, а над ними парящий орел, занимающий почетное место в мифологии бурят.

СЕМЕЙСКИЕ
На юг от столицы Бурятии г. Улан-Удэ раскинулось редкой красоты земля: высокие горы и хребты, вековые сосновые боры, песчаные распадки и заливные луга в речных долинах. Здесь расположен Тарбагатайский район. Через Тарбагатай, красивое старообрядческое село, проходит Транссибирская автомагистраль Москва – Владивосток. В 22 селах и деревнях района проживает более 17000 человек. Это, в основном, русское старообрядческое население – «семейские». 
У семейских .JPG
Семейские – очень яркая и древняя ветвь русского народа, частица допетровской Московской Руси. Кто они, почему оказались в Забайкалье и почему их так называют? Во второй половине XVII века в истории России произошли коренные перемены. Одним из наиболее значимых событий того периода стал церковный раскол. Русскому правителю Алексею Михайловичу (Тишайшему) и патриарху Никону хотелось расположить к России народы, исповедующие православие (славян, грузин, армян, греков). С этой целью царь решает реформировать и приблизить формы богослужения и обряды к новогреческим образцам, которые были уже приняты в других православных центрах (в Украине, Грузии, Армении). Были исправлены книги, изменено хождение посолонь, т.е. хождение по солнцу вокруг аналоя при совершении обрядов, уменьшилось количество поклонов, сильно изменено и церковное песнопение, из-за чего оно фактически лишило «многогласия», которое сокращало службу в церкви. Введено написание имени Иисус с двумя «и», вся корректировка совершалась в соответствии с обрядами греческой церкви. Для многих верующих показалось, что фактически на Руси введена новая вера. Все сторонники двуперстия в 1656 г. были приравнены к еретикам, отлучены от церкви и преданы проклятию. Реформа разделила русскую церковь на два лагеря православия: господствующий и старообрядческий.
Старообрядцы – это та часть русского населения, которая отказалась от нововведений, продолжая придерживаться старой веры, обрядов, бытового уклада. За это они были подвержены жесточайшим репрессиям, многие были вынуждены бежать на свободные земли на Терек, Дон, за Урал, а многие за границу, в Польшу. Во второй половине XVIII века, по указу Екатерины II состоялся насильственный выгон раскольников из пределов Польши, Белоруссии и Украины. Их ждал неведомый край, суровая Сибирь, нетронутые земли. Первых вывезенных из Ветки в 1765 году старообрядцев поселили недалеко от Верхнеудинска в селах Тарбагатай, Куйтун, Куналей, Десятниково, Бурнашево. Они селились целыми семьями, поэтому их стали называть впоследствии «семейскими». Они быстро привыкли к суровой сибирской природе. Благодаря исключительному трудолюбию семейских, скоро выросли добротные селения. Постоянной опорой в нелегкой судьбе старообрядцев, вечно гонимых официальной церковью и государством, служила нематериальная культура.

Прошло 250 лет. Семейские Забайкалья прочно вросли корнями в сибирскую землю и обрели здесь вторую родину. Избы семейских – высокие деревянные постройки, их красят внутри и снаружи, моют два раза в год. Если подойти снаружи, чуть рукой достанешь до окошка. Рамы и карнизы во многих избах украшены резьбой и раскрашены. Семейские с XVII-XVIII веков до наших дней сохранили без изменений старинный покрой одежды.

Этнография семейских дает неизгладимое представление о своеобразии и самобытности их культуры. Это мы находим в их образе жизни, в быту, в культуре семьи, крепости нравственных устоев, в величавости их одежды, в оформлении жилищ, в росписи их утвари, жилых помещений. До наших дней они сохранили золотой фонд русской народно-бытовой культуры.

Традиционная народная культура семейских представляет уникальное, самобытное этнокультурное явление. Ценность семейских, как исторического, культурного феномена России, трудно переоценить. Им удалось сохранить, духовный опыт, который фактически был утрачен у других групп русского народа. Реликтовый характер имеют народно-певческие традиции, которые являются шедевром устного и нематериального наследия, берущие свои истоки в древнерусской музыкальной культуре и корни которых уходят в глубину средневековья. Высочайшую оценку заслуживают мастерство и своеобразная техника многоголосного пения, вобравшая в себя множество специальных приемов.
Раздайся Корогод.JPG

Представляя исключительную ценность для новой цивилизации, самобытная духовная культура семейских Тарбагатайского района Республики Бурятия в мае 2001 года в Париже провозглашена ЮНЕСКО «Шедевром устного и нематериального наследия человечества» и включена в первый список Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).

Для того, чтобы получить достоверную информацию о жизни народа, проживающего на территории Тарбагатайского района, нужно проехать по селам Тарбагатай, Куналей, Десятниково, Куйтун, и вы окажетесь в конце XIX века на типичной старообрядческой улице. Посетив музей, созданный при храме в селе Тарбагатай отцом Сергием, вы увидите старинные вещи, иконы, домашнюю утварь, прикоснетесь к далекому прошлому семейских.

Семейские – хлебосольный, гостеприимный народ, любят яркие веселые тона. Раскраска карнизов, ставней, наличников радует глаз веселым разноцветьем. Это говорит о жизнелюбии народа, его веселом нраве и достатке. Кухня семейских представляет большой выбор мясных, молочных блюд, выпечки. Побывав на подворье семейских, отведав пирогов, оладьев, щей, каш, каждый захочет вновь вернуться.

ЭВЕНКИ (ТУНГУСЫ)

Эвенки издревле жили у Байкала и постоянно кочевали, о них говорили: «эвенки везде и нигде». В культуре эвенков в первозданном виде сохранились многие элементы прошлого. По мнению ученых, эвенки прямые наследники культуры каменного века у Байкала. К приходу русских у них сложились три основных культурных типа, которые различались по роду занятий: охотники, оленеводы и конные.

В настоящее время эвенков в Бурятии проживает 1,7 тыс. человек. Эвенки признаны одним из малочисленных народов Севера. Действуют Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Бурятии, национальные культурные центры. В настоящее время эвенки компактно проживают в Курумканском, Баргузинском, Баунтовском, Муйском и Северобайкальском районах Бурятии.

ev11.jpg

У эвенков частично сохранились патриархально-родовые традиции эвенков: обычай безвозмездной передачи своей добычи сородичам; самое удобное место в чуме на противоположной стороне двери предназначалось только для гостей. Гостем считался всякий, кто переступал порог чума. Гостей угощали лучшей пищей, с гостем нужно поделиться даже последним куском мяса.

Наиболее торжественно проходит у эвенков весенний праздник икэн, посвященный наступлению лета – «появлению новой жизни» или «обновлению жизни».

Пища эвенков – мясо диких животных, рыба: вареное мясо с бульоном, обжаренные на рожнах мясо и рыба, толченое вареное мясо, заваренное кипятком и смешанное с голубикой, копченое с брусникой, густой мясной суп, колбаса с жиром, кровяная колбаса, мороженая и вареная рыба.

У баргузинских эвенков до поздней осени одним из важных видов питания остается молочная пища. Молоко в сыром или кипяченом виде употребляется только с чаем. Основными молочными продуктами считаются сметана и полученное из нее масло. Важной и калорийной пищей считается творог, подается на стол со сметаной. Деликатесом считается пенка (урума), которая употребляется в горячем виде после кипячения молока.

В отличие от бурят и монголов эвенки уруму не сушат и не замораживают. Традиционно в каждый сезон года употреблять мясо определенного вида животного. Иной пищевой рацион у баунтовских и северобайкальских эвенков, занимающихся охотничьим промыслом и оленеводством. Мясо и жир диких животных и домашнего оленя их основная пища. Для сохранения готовят полукопченое мясо, разрезают на мелкие полоски, слегка солят и коптят над костром до образованияна поверхности тонкой корочки. После этого полоски развешивают на перекладине на подветренной и солнечной стороне для дальнейшего сушения на солнце. После мясо снимают и укладывают в берестяные сумы или же вешают в прохладном месте.

Для приготовления пищи достаточно снять с мяса защитную корочку, которая является стойкой против воздействия микробов и личинок насекомых. После этого его варят как свежее мясо, при таком способе консервирования сохраняется сок. Из оленьего молока получали масло, готовили моты (молоко, смешанное с ягодами).

Блюдо из молока и сараны считалось лучшей легкой пищей в летнее время. Для пополнения запасов жира эвенки осенью специально выходили на промысел горного сурка (тарбагана), а в начале зимы – медведя.

СОЙОТЫ

Верхняя одежда сойотов- оленеводов шилась из шкур диких животных: выделанная шкура лося использовалась для шитья демисезонной одежды. Обувь шилась из оленьих камусов. Украшением одежды служили орнаменты из стриженных отрезков оленьих шкурок, которые пришивались к подолу и рукавам одежды. Некоторые элементы сойотской одежды до сих пор сохранились в охотничьей одежде.

Эвенки и сойоты Бурятии стали лауреатами VI Международной выставки-ярмарки коренных малочисленных народов России «Сокровища Севера–2011». Целебные травы, стельки и носки ячьей шерсти из Горной Оки пользовались особым спросом. 

Детский хореографический ансамбль «Уулын сууряан» стал лауреатом в номинации «Лучший национальный танец». Лучшей этнической кухней признана сойотская кухня, сойоты были удостоены специального приза «За верность традициям предков». 

Сойоты – коренной малочисленный народ, один из малых народов Севера, компактно проживающий в Окинском районе на западе Бурятии. На территории Оки проживает около одной тысячи сойотов. Наиболее близкими сойотам считаются тувинцы, тофалары и цаатаны (Монголия).

Традиционные виды хозяйства сойотов – оленеводство, яководство. Издревле олени давали еду, одежду, использование оленей как транспорт позволяло осваивать большие промысловые угодья. И сегодня оленеводство требует кочевок: зимой оленеводы живут в долинах рек, осенью пасут стада в тайге, летом поднимаются к гольцам. 

Самым старинным промыслом сойотов Окинского края была охота, этому способствовало изобилие диких промысловых животных. В охотничий набор входили: пороховница, мерка для пороха, мешочек для пуль, а также большой нож для разделки туши, маленький нож для снятия шкуры. Рыболовство у окинских бурят в древности было редким явлением, как промысел появилось в конце XIX в., с появлением русских служилых людей, от них местные жители переняли способы и средства рыбной ловли.

Охотники-оленеводы жили в деревянных чумах «урса, уурс», имевших сходство с жилищами северных оленеводов-якутов, чукчей, ненцев и т.д. Высота чума 2,5–3 м. Зимой жерди покрывались шкурами. Под вершиной чума устанавливали очаг, сооружали станок для подвешивания котлов и чайников. Сойоты жили в густом еловом или кедровом лесу, здесь было теплее и меньше снега. Выход из чума был направлен на восток, чтобы раньше встречать восход солнца.

В чуме существовало деление на левую – мужскую и правую – женскую. Места напротив входа считались почетными, здесь сидел хозяин и гости. Посуда, продукты, низкий столик для приема пищи находились на женской половине. Оленья сбруя, оружие, личные вещи мужчины находились на его половине. Дверью служила часть нижней покрышки или мешковина, пришитая к ее краю. В чуме не было никакой мебели, все имущество перевозилось и хранилось во вьючных сумах.

Основная пища сойотов – оленье мясо и дичь. Мясо оленей употребляют в основном в вареном виде, ценится жирное мясо осеннего забоя. Особенное лакомство – вареный или жареный олений язык, оленьи губы. В пищу употребляются все внутренности оленя, все они имеют бурятские названия. Оленье мясо также потребляется в сушеном виде.

РУССКИЕ

Русское население Бурятии начало складываться с середины XVII в., времени прихода первых казачьих отрядов и вольных людей. Они принесли в край новые формы хозяйства и быта и приспособили их к местным природно-климатическим условиям. С XVII по XX вв. казаки были основной военной силой в острогах и по пограничным линиям Забайкалья. Увеличение числа казаков способствовало росту земледельческого населения. До конца XVII в. на территории Бурятии были построены остроги: Верхнеангарский (1647), Баргузинский (1648), Баунтовский (1652), Иргенский (1653), Телембинский (1658), Кучидский (1662), Селенгинский (1665), Удинский (1665), Еравнинский (1675), Ильинский (1675), Кабанский (1675), Итанцинский (1679), в которых концентрировалось русское население. 

bt-23.jpg   bt-52.jpg

В XVIII в. увеличилось число крестьян в Забайкалье, их расселение уже шло по более выгодным для земледелия и промыслов местам – вдоль больших рек и их притокам. С первой четверти XVIII в. известны казачьи станицы Киранская и Кударинская, жители которых занимались хлебопашеством. В долине р. Джиды на линии пограничных караулов среди кочевий бурят и эвенков выросли русские селения. От Кяхты на запад к Тунке тянулась длинная цепь таких поселков, превратившихся позднее в большие земледельческие села: Цаган-Усун, Боций, Желтура, Хулдат, Харацай, Цежей, Хамней, Цакир, Модонкуль, Шаразарга, Ключевка. В 1760-е г. на территории Бурятии появились первые переселенцы-староверы из Стародубских и Ветковской слобод Могилевской и Черниговской губерний, входящих в состав Речи Посполитой (Польши). В первые годы жизни за Байкалом их называли «поляками», «польскими выселенцами». Впоследствии за ними закрепилось название «семейские». Селили старообрядцев на обжитые, удобные для хлебопашества земли – по долине р. Селенги и ее притоков - Уды, Хилка, Чикоя, где до их прихода жили русские, называвшие себя старожилами–сибиряками. 

bt-19.jpg

Семейские Бурятии – яркая и самобытная ветвь русского народа. 18 мая 2001 г. решением ЮНЕСКО культура семейских Забайкалья была признана шедевром устного и нематериального наследия. В русской культуре при взаимодействии с культурой и традициями местного населения – бурят и эвенков, под влиянием особых природных условий появились новые культурные элементы. Уже в XIX в. русское население начинает преобладать. Доля русского населения республики с 61 % в 1926 г. выросла до 74,6 % в 1959 г., но уменьшилась до 69,9 % к 1989 г. По данным переписи 2002 г. русские составили 68 %, в настоящее время в Бурятии проживает 665,4 тыс. русских.