Цолгинский дацан "Сунграб Шейраблинг"

Цолгинский дацан "Сунграб Шейраблинг"

Основан в 1830 году

О нас

Цолгинский дацан - это уникальное явление Бурятии. Один из первых буддийских монастырей России. Храм был возведен в 1830 году на добровольные пожертвования мирян. В XIX веке этот дацан считался центром духовной жизни Забайкалья. В нем работали приходское училище, типография и литейная мастерская, снабжавшая скульптурами и статуэтками остальные дацаны Бурятии. В 30-е годы ХХ века храм, как и все дацаны Бурятии, был разрушен до основания.


14 декабря 2008 г. был проведен благотворительный концерт-марафон по сбору средств на восстановление Цолгинского дацана. На собранные средства построено здание для ведения службы и заложен нулевой цикл главного храма. 

История:

В 1831 году в живописной долине Тугнуя возник Цолгинский деревянный дацан. Его история примечательна тем, что к его появлению имеют отношение двое незаурядных людей: знаменитый российский изобретатель, ученый генерал барон фон Канштадт и замечательный бурятский просветитель Ринчин Номтоев.

В хронике Тугулдура Тобоева написано: «На притоке Тугнуя-Зангина (недалеко от Мухоршибири) построены два деревянных дацана...»

—Из Зандинского дацана и были образованы 3 дацана: Тугно-Галтайский, Хохюуртайский, ныне больше известный как Амгалантайский и Цолгинский дацаны. Цолгинский по праву можно назвать первым дацаном хори-бурят, — говорит пандито Хамбо лама Дамба Аюшеев.

Во времена императора Николая Первого по его приказу барон Шиллинг фон Канштадт проехал по всем буддийским дацанам и по каждой местности и произвел их ревизию. За буддийской религией было признано право ее распространения. Фон Канштадт составил относительно этого новое положение из 281-й статьи, где, в частности, отмечалось, что «буддийскому населению Восточной Сибири полагается иметь многочисленное ламство».

Современники не без оснований считали барона «отцом всех наук и братом мудрости». Член-корреспондент национальной корпорации французских востоковедов, Британского общества азиатской литературы, Петербургской академии наук, Шиллинг к этому времени был общепризнанным в мире авторитетом в изучении письменных памятников восточной литературы, обладателем большой коллекции собранных им редких тибетских, монгольских, китайских, японских сочинений.

—Так, в 1830 г. на основании общественного приговора на добровольные пожертвования народа и возник Цолгинский дацан. По отчету 1842 года числилось в дацане 32 ученых ламы, а по отчету 1873 г. было 2 храма-сумэ,— рассказывает кандидат философских наук, директор Фонда содействия охране озера Байкал Баир Цыренов, внесший первые средства на восстановление родового дацана.

С Цолгинским дацаном связана биография замечательного просветителя Ринчина Номтоева, бывшего здесь с 1857 по 1865 год ширетуем. Он же был и первым учителем Цолгинского бурятского приходского училища, открытого при дацане в 1859 году. Эту школу окончили известные личности своего времени. Среди них и красный командир Балданов, и первый кандидат философских наук Бурятии Тогмитов, и первый председатель Цолгинского совета Цыренов.

Хранительница учения Балдан Лхамо считалась покровителем и хранителем Цолгинского дацана. К ней призывали верующие, когда атеисты под лозунгом борьбы с религией разрушали прекрасные здания Цолгинского дацана. Рушили так яростно, что от крепких стен осталась лишь одна стена. Многие цолгинские старожилы еще в советское время с содроганием вспоминали, как безбожники тушили папиросы о шелковые изображения Будд. Что смогли, под страхом ареста и смерти, верующие спрятали в домах и бережно передавали потомкам в наследство.

— Прабабушка рассказывала, что, когда их дядя лама Цолгинского дацана ночью уносил в тайники бурханы и книги, среди них были золотые и серебряные изделия. А дома малыши плакали от голода,— вспоминает служащая Эльвира Доржиева. — Прабабушка попросила дядю дать ей хоть немного золота, чтобы поддержать семью. Ламахай тогда лишь покачал головой и сказал, что эти собранные народом средства никогда не принесут благосостояния семье.

Говорят, что сами ламы воспользовались в качестве хранилища «меркитской крепостью». Эта созданная природой из скал естественная крепость недалеко от Цолги овеяна легендами еще со времен Чингисхана. В этой горе в толще скальных пород имеется множество полостей, которыми, по народной молве, и воспользовались ламы.

Сейчас оргкомитет по восстановлению дацана готовится к проведению 1 декабря в театре бурятской драмы интернет-телемарафона по сбору средств. Дополнительно планируется провести ряд мероприятий республиканского масштаба.


История возникновения дацана 

Указом Иркутского генерал-губернатора за N 626 от 12 марта 1773 г. построен в Тугнуйской долине в местности Галтай Хоринского ведомства Верхнеудинского округа на средства народа Тугно-Галтайский дацан. Его тибетское название "Даши Чойнхорлинг". Точной даты основания неизвестно. В 1805 г. были построены два сумэ: Аюши и Гунрик, а в 1831 г. - Хангал и Хурдэ. К приходу дацана относились первоначально 8 хори-бурятских родов. 

В 1810-х годах главный тайша хори-бурят надворный советник Галсан Мардайн обратился к иркутскому губернатору Трескину с просьбой получить от него грамоту на должность бандидо-хамба ламы. Осенью 1811 года ламы всех селенгинских дацанов были приглашены на место впадения реки Тугнуй в реку Хилок (недалеко от с.Балты). На тщательно подготовленном хурале богачи с обоих берегов поссорились из-за кандидатуры хамбо-ламы. Вопрос не был разрешен. 

Не все было в порядке в административном устройстве жизни народов Восточной Сибири. Император Александр Павлович был поставлен в известность об этом, и в 1819 году назначил действительного тайного советника графа Сперанского генерал-губернатором Сибири. Ему было поручено подвергнуть всеобщей ревизии все сферы жизни и деятельности, познакомиться с бытом и хозяйством края, определить благосостояние и уровень жизни, правовое положение, перспективу развития. В 1822 в Сибири появились губернии, области и округа. Появились степные думы. По новому уложению тайша стал депутатом, шуленга – головой, зайсан – старостой. Голова (гулва) становился выборным.

В 1830 году по приказу императора Николая Первого в Восточную Сибирь был отправлен барон Шиллинг. Он побывал в Кяхте, в Иркутске, изучал ламаистские законы и порядки. В результате проверки было установлено, что последователями ламаистской религии являются четыре селенгинских полка казачьих войск, хоринские и агинские жители, 16 родов хамниган, жители Баргузина, Тунки, Алари. Одним из последствий этой поездки стало обоснование строительства Цолгинского дацана. Начиная с 1773 года по 1830 год сменилось несколько правителей России, была война 1912 года, дипломатические «войны» с Китаем, но несмотря на это царское правительство думало об обустройстве своих окраин, приближало своих поданных к себе. Вот и подумайте, перенесите все это на современную политическую почву. 

С возникновением двух дацанов: Хохюртайского и Цолгинского в 1830 году, на территории прихода остались 5 родов. Последний построен на основании общественного приговора на добровольные пожертвования народа. По отчету 1842 г.Цолгинском дацане числилось 32 ученых ламы. По отчету 1873 года было 2 сумэ. 

Примечание 

Вероятно, Цолгинский дацан обслуживал два рода хоринских бурят: батанай и харгана. Недаром Советы впоследствии образовали здесь Батанай-Харганатский хошун. При становлении Советской власти был образован Хоринский аймак, который отличался необычной разбросанностью и территории и населения. С запада на восток он простирался от Верхнеудинска до Читы, с севера на юг - от Витима до Монголии. Аймак делился на 6 хошунов: Кондинский, Эгитуевский, Челотаевский, Кижингинский, Батанай-Харганатский (это современные поселения вокруг Цолги) и Гочитский. Хошуны в свою очередь распадались на сомоны: Кондинский- 11 сомонов, Эгитуевский- 12, Челотаевский- 16, Кижингинский- 14, Батанай-Харганатский- 7, Гочитский- 5.

Новости

Республика Бурятия, Мухоршибирский район, с. Цолга, ул. Кооперативная, д. 5
Раднаев Цырен Очирович
+79021604691, +7(30143) 29641