С давних времён, у человечества существует потребность сохранять свои помыслы и наблюдения о том, что его окружает. Самые первые проявления этому были зафиксированы в наскальных рисунках. В дальнейшем люди находились в постоянном совершенствовании методов сохранения и передачи информации. Какие-то из них используются до сих пор, большинство исчезло, так и не получив шанса дожить до наших дней.

Бурят-монгольская каллиграфия своим возникновением обязана богатой старомонгольской письменности, она берет свои истоки с финикийской группы, прародителя ключевых письменных культур, группа, которая легла в основу греческого алфавита, а она в свою очередь дала старт кириллице и латинице, и другим современным видам.

«Старомонгольская письменность находится в непрерывном употреблении с начала тринадцатого века до наших дней. Письмо не знающие границ, знак величия и мудрости, объединявшее все наречия монголоязычных народов»

Чингисов камень

Древнейшим памятником монгольского письма принято считать Чингисов камень, хорошо сохранившийся до наших дней, найденный на территории современного Забайкальского края и датируется 1225 годом. С 1936 года он находится в Государственном Эрмитаже.

О возникновении монгольского письма ходит немало легенд. Согласно одной из самых популярных версий, которая отразилась во многих литературных памятниках, она возникла на заре становления Великой Монгольской империи.

Бурят-монгольская каллиграфия своим возникновением обязана богатой старомонгольской письменности, она берет свои истоки с финикийской группы, прародителя ключевых письменных культур, группа, которая легла в основу греческого алфавита, а она в свою очередь дала старт кириллице и латинице, и другим современным видам.

Вторая версия гласит, что её создали по прямому указу Чингисхана, для объединения различных диалектов в универсальную, понятную всеми монгольскими народами. В этой гипотезе прочитываются чёткие политические идеи: объединённый народ — сильный народ.

Во всем мире насчитывается свыше шести тысяч языков и всего восемь письменностей. Это — арабская, латиница, кириллица, иврит, иероглифы, санскрит, грузинская и монгольская. На территории Дальнего Востока, буряты — единственный народ, имеющий свою культуру письма.

Чаще всего при написании бурят-монгольской каллиграфии пользуются кистью, хотя нередко мастера используют и деревянные палочки или любой другой инструмент для письма.

90, столько вариантов написания букв представлены в классическом варианте монгольской каллиграфии. В том варианте, который был заимствован у уйгуров 14 графем, а общее количество букв каждый мастер использует по-разному — от 29 до 31. Вертикально составленные слова при помощи слитно прописываемых букв делают её по-настоящему воздушной и изящной, письма эстетичны и художественны.

«С 2013 года, ЮНЕСКО внёс монгольскую каллиграфию в список нематериального культурного наследия, нуждающегося в незамедлительной охране»

«Из забавных историй связанных с каллиграфией можно вспомнить крупнейшую японскую компанию 80-х года, занимающуюся выпуском электроники. При переходе к нанотехнологиям, они провели в нескольких странах любопытный эксперимент. Важно было понять, какие методики можно найти и применить в данном регионе, учитывая их культуру, с задачей подготовки будущих сотрудников в разных направлениях. Эксперимент длился на протяжении 10 лет. После сбора всех данных, организаторы были очень удивлены. Почти всем требованиям с большой точностью подходила каллиграфия. С учётом полученных результатов, они рекомендовали ввести его с 1-го по 11 класс для всех школ и вузов, независимо от уровня и специализации учреждения. Чтобы в дальнейшем собрать воедино те самые качества, которые должны быть в будущих специалистах в области инновационных технологий. Это показывает, как важно бережно относится к своей культуре и истории, к духовному здоровью всей нации даже при создании абсолютно новых технологий»

Каллиграфия — одно из интереснейших направлений изобразительного искусства, все чаще её называют искусством красивого письма, это важнейший вид письменности и искусства нашего народа, зеркальное и гармоничное отражение культуры и языка в целом.

Посредством красоты и творчества каллиграфии, можно заново зародить интерес к изучению родного языка и письменности, детей приобщить к культуре и к истокам, объяснить важность национальной идентичности.

С каждым днём все больше людей в разных регионах России возвращаются к своим истокам — традиционному быту, культуре и искусству, одним из видов которой, безусловно, является традиционная письменность. Приобщаясь к канонам бурят-монгольской каллиграфии, можно получить положительный эмоциональный заряд, который даст возможность почувствовать воссоединение настоящего с прошлым.