Твои приключения
Шоковое собеседование

О туре

Шоковое или стрессовое собеседование - это новый прием специалистов по подбору персонала. Задача такого собеседования - вывести испытуемого из равновесия и посмотреть на его реакцию.

Считается, что к собеседованию, как правило, соискатели на ту или иную должность готовятся и поэтому как бы надевают маску, а при помощи шокового собеседования добиваются естественной реакции человека, при которой он сбрасывает маску.

Специалисты в своем отношении к такому нестандартному ходу разделились, одни считают, что это замечательная технология, другие считают, что она унижает человека. Давайте попробуем разобраться в этом вопросе.

 

Для кого предназначается

Шоковое интервью предназначено, в первую очередь, для тех, у кого в требованиях работодателя стоит такой термин, как "стрессоустойчивость". Это могут быть:

операторы call-центров;

секретари на ресепшн;

приёмщики в компаниях, оказывающих бытовые услуги;

диспетчеры коммунальных предприятий;

менеджеры по продажам;

менеджеры по работе с клиентами;

менеджеры по персоналу.

Одним словом, это те сотрудники, которым в силу своей работы приходится много общаться с самыми разными людьми, причем, не всегда позитивно настроенными; те сотрудники, которым действительно требуется стрессоустойчивость, терпение и доброжелательность. Кроме того, в некоторых крупных компаниях, такое шоковое интервью устраивают тем соискателям, которые претендуют на неоправданно высокий, по мнению работодателей, уровень заработной платы.

 

Как проводится

Специально используются различные приемы хамства, невоспитанности, пренебрежительности к соискателю. Чаще всего рекрутеры используют такие приемы:

соискателя оставляют на 15-20 минут одного в кабинете;

проводят интервью на лестничной клетке, на улице, разговаривая на ходу;

грубо обрывают фразой типа "говорите короче";

задают провокационные вопросы, например "сколько времени вы проводите на эротических сайтах?" и т.п.;

задают вопросы, унижающие соискателя, например, спрашивают с иронией в голосе "почему это Вы считаете, что Вы компетентны в данном вопросе?";

задают слишком много вопросов о личной жизни;

предлагают подробно рассказать о своих недостатках;

проводят собеседование сразу с большим количеством соискателей;

на собеседовании присутствует сразу несколько представителей руководства (исключение составляют вакансии топ-менеджеров - с ними считается нормой, что собеседование проводят сразу несколько руководителей);

постоянно говорят по мобильному телефону, причем, чаще звонят сами;

зевают во время ответов соискателя;

рассматривают какой-то журнал во время ответов соискателя.

Могут быть и другие вопросы или варианты, мы назвали лишь основные. Цель - выбить почву из-под ног человека, который пришел на собеседование.

Главный вопрос, который возникает при шоковом собеседовании - это этический вопрос. Потому что, во время собеседования при приеме на работу волнуются все, даже самые спокойные люди. Кроме того, есть компетентные специалисты, которые с трудом переносят хамство и могут неправильно отреагировать на такие провокации. Конечно, таким людям трудно работать, к примеру, операторами call-центров, с которыми и проводятся зачастую подобные собеседования.

Как говорят сами рекрутеры, любая ошибка при проведении шокового собеседования может обернуться потерей компетентного работника, подпорченной репутацией компании и даже судебным иском. Вопрос еще и в этических нормах - применяя такие приемы, рекрутеры обманывают соискателя, кроме того, если в компании, с согласия руководства, практикуются при приеме на работу такие провокационные методы, то большая вероятность, что провокации в компании могут применяться и по другим поводам.

Проверить специалиста можно ведь и другими способами, например, научиться составлять психологические портреты для того, чтобы быстро понимать, какими качества обладает сидящий перед тобой человек. Внимательно наблюдать за соискателем.

Или сыграть в мини-деловую игру - предложить сымпровизировать соискателю на ходу, например: "вам позвонил недовольный, кричащий по телефону клиент - ваши действия", дать минимальное время соискателю на ответ, чтобы определиться, как он действует в экстремальной обстановке и т.д.

Спросить соискателя, что такое, по его мнению, конфликтная ситуация, какие он знает способы разрешения конфликтов, с какими стрессовыми ситуациями сталкивался на прежней работе и как выходил из них. Вариантов много, но, главное, такие варианты этичны по отношению к соискателю, обходятся без лжи и без его унижения, а также, в чем и состоит цель собеседования - дают представление о стрессоустойчивости соискателя, о его аналитических способностях, скорости реакции и т.д.

 

Как защищаться

Попав на такое собеседование, очень важно интуитивно почувствовать, что вас специально провоцируют и соблюдать спокойствие. Далее, есть несколько вариантов:

подыграть рекрутеру - но на это способны лишь люди, обладающие высоким уровнем самообладания;

проявить чувство юмора, которое, как спасательный круг, вообще помогает во многих экстремальных ситуациях;

сказать рекрутеру - "я понимаю, что вы проводите шоковое собеседование, что вы хотите вывести меня из себя".

Как правило, при окончании игры, провокации прекращаются, и раз соискатель догадался о том, что это шоковое собеседование, рекрутеры переходят на обычный тон. Если же вы не поняли, что это шоковое собеседование и приняли все "за чистую монету", то в таком случае можно посоветовать, столкнувшись с хамством и пренебрежительностью, даже специально подстроенными, проявить выдержку и ум, а еще вспомнить замечательное изречение Конфуция: "Никто не может быть унижен, пока не чувствует себя униженным". Вот и не чувствуйте себя униженными, ведь вы понимаете, что именно знаете, что умеете, почему пришли наниматься на работу конкретно в эту компанию, так сохраняйте чувство собственного достоинства при любом с вами обращении.

Помните, что лучшее оружие с хамом - не ответная грубость, а воспитанность, вежливость и интеллигентность. Лучшее оружие с пренебрежительностью - спокойствие и быстрый анализ ситуации. На любом собеседовании держите себя в руках, учитесь управлять своими эмоциями.

Важно помнить, что не только вы нуждаетесь в работе, но и компании нуждаются в первоклассных специалистах. Поэтому, говоря словами известной писательницы и телеведущей Татьяны Толстой: "Спинку-то выпрямите и вперед!"

Укажите Ваше имя
Укажите Ваш Email
Укажите Ваш телефон

Неверный ввод
Неверный ввод
Неверный ввод
Согласие на обработку персональных данных